Употребление наркотиков и ВИЧ

Регион ВЕЦА остается единственным в мире, где эпидемия ВИЧ-инфекции продолжает нарастать – свидетельство того, что в странах ВЕЦА охват и качество программ снижения вреда, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения, продолжают оставаться слишком низкими.

В то время как в других регионах мира число новых случаев ВИЧ неуклонно снижается, эпидемия ВИЧ-инфекции в странах ВЕЦА продолжает распространяться.

Эпидемия ВИЧ-инфекции по-прежнему сконцентрирована среди людей, употребляющих инъекционные наркотики (ЛУИН), т.е. в группе населения, подверженной наибольшему риску заражения ВИЧ – по всему миру и в нашем регионе в особенности. Из 12,7 миллиона ЛУИН в мире (диапазон  8,9 – 22,4 миллиона), 13,1%, или 1,7 миллиона (диапазон  0,9 – 4,8 миллиона), живут с ВИЧ.  Из 1,7 млн ЛУИН, живущих с ВИЧ, в мире почти 700 000, или 41%, проживают в двух суб-регионах: в суб-регионе Восточной и Юго-Восточной Европы и суб-регионе Центральной Азии и Кавказа. Распространенность ВИЧ среди ЛУИН особенно велика: процент ЛУИН, живущих с ВИЧ в Восточной и Юго-Восточной Европе составляет 23%, а в Центральной Азии и на Кавказе – 7.7%.   Особенно велико бремя ВИЧ для ЛУИН, проживающих в двух странах нашего региона:  в Украине 21,5% от общего числа ЛУИН составляют ЛУИН, живущие с ВИЧ, в то время как в Российской Федерации данный показатель находится в пределах от 18,4 до 30,7%.  Во многих странах региона показатели ВИЧ-инфекции среди ЛУИН во много раз выше аналогичной статистики по населению в целом: например, в Украине 21,5% ЛУИН живут с  ВИЧ, тогда как среди населения в целом этот показатель составляет 0,8%; в Беларуси свыше 15% ЛУИН живут с ВИЧ по сравнению с 0,4% среди населения в целом; в Эстонии – более 50% ЛУИН живут с ВИЧ по сравнению с 1,3% среди населения в целом; и в Таджикистане – свыше 15% ЛУИН живут с ВИЧ по сравнению с 0,3% по населению в целом.

Несмотря на тяжесть бремени в связи с употреблением инъекционных наркотиков и ВИЧ-инфекцией среди ЛУИН в нашем регионе, услуги по снижению вреда во многих странах нашего региона находятся на недостаточном уровне для эффективной профилактики ВИЧ среди ЛУИН. Лишь в немногих странах достигнут рекомендуемый охват, соответствующий 200 стерильным шприцам на одного ЛУИН в год, или более широкий охват: 202 шприца в Чешской Республике и 253 шприца в Кыргызстане. Большинство стран, в том числе и те, что считаются странами со средним или более высоким уровнем дохода, обладают намного более низким уровнем охвата, нежели  рекомендованные 200 шприцов. Например, в Грузии на одного ЛУИН приходится 23 шприцев в год; В Беларуси – 21; в Латвии – 19; в Литве – 32.  Лишь 10% потребителей инъекционных наркотиков в Восточной Европе и 36% в Центральной Азии имеют доступ к ПИШ

В 26 странах региона (кроме России, Туркменистана и Узбекистана) реализуются программы опиоидной заместительной терапии (ОЗТ). Охват программами ОЗТ в регионе остается низким, а качество и доступность варьируют от страны к стране. В ряде стран программы ОЗТ по-прежнему сталкиваются с существенными барьерами, препятствующими их реализации или расширению.

Процент ЛУИН, живущих с ВИЧ, получающих АРВ-терапию в странах ВЕЦА, варьирует от 3,5% в Казахстане и 10% в Молдове. Наибольшее количество ЛУИН, получающих АРТ, проживают в Украине (1732) и Польше (1372). Потребители инъекционных наркотиков в странах ВЕЦА составляют 62% всех людей, живущих с ВИЧ, и лишь 22% людей, получающих АРТ

 

 67.8% женщин и 53.7% мужчин,

употребляющих наркотики, живут с ВИЧ.Екатеринбург, Россия

Смотрите
Bridging the Gaps: употребление наркотиков, снижение рисков
HCLU: Успехи Украины в борьбе с эпидемией ВИЧ
HCLU: Лидерство Кыргызстана в снижении вреда

Drug Use and HIV

Eastern Europe and Central Asia (EECA) remains the only region in the world where new HIV infections continue to increase, reflecting the failure to implement the set of harm reduction approaches for people who inject drugs (PWID) that are recommended by the World Health Organization.

While much of the world is seeing declines in new HIV infections, the HIV epidemic in EECA continues to expand. The HIV epidemic continues to be concentrated among people who inject drugs (PWID), the population severely affected by HIV worldwide and especially in our region. Of the estimated 12.7 million (range from 8.9 to 22.4 million) PWID worldwide, 13.1% or 1.7 million (range from 0.9 to 4.8 million) live with HIV. Of the 1.7 million PWID living with HIV worldwide, almost 700,000 or 41% live in two sub-regions: Eastern and South-Eastern Europe and Central Asia and Caucasus. The HIV prevalence among PWID is particularly high: 23% of PWID live with HIV in Eastern and South-Eastern Europe and 7.7%of PWID live with HIV in Central Asia and Caucasus. PWID are particularly burdened by HIV in two countries of our region – 21,5%of PWID live with HIV in Ukraine and this rate may range from 18.4 to 30.7% in the Russian Federation. In many countries in the region, HIV prevalence rates among PWID are much higher than the prevalence rate in the general population: for example, in Ukraine 21.5% of PWID are living with HIV versus 0.8% in the general population; in Belarus, more than 15% of PWID are living with HIV versus 0.4% in the general population; in Estonia, more than 50% of PWID are living with HIV versus 1.3% in the general population; and in Tajikistan, more than 15% of PWID are living with HIV versus 0.3% in the general population.

While the burden of injection drug use and the burden of HIV among PWID is heavy in our region, harm reduction services are inadequate for an effective HIV prevention among PWID in many countries of our region. Few countries achieve the recommended 200 sterile syringes per PWID per year or higher coverage: 202  in the Czech Republic and 253  in Kyrgyzstan. Most of the countries, including those considered middle or higher-income countries are way below the recommended “200” coverage level. For example, in Georgia, 23 syringes are distributed per PWID per year; in Belarus – 21; in Latvia – 19; in Lithuania -32. Only 10% of PWID in Eastern Europe and 36% in Central Asia access NSPs.

Twenty-six countries in the region, with the exception of Russia, Turkmenistan and Uzbekistan, implement opioid substitution therapy (OST). OST programs continue to have limited reach, with coverage and quality varying significantly among and within states and a number of barriers remaining to implementation and scale-up.

The proportion of PWID living with HIV who receive ART in EECA varies between 3.5% in Kazakhstan and 10% in Moldova. The highest numbers of PWID living with HIV who access ART are in Ukraine (1732) and Poland (1372). While 62% of those living with HIV in the region are PWID, they account for only 22% of those receiving antiretroviral therapy (ART).

 

 

67.8% of women and 53.7% of men 

among people who inject drugs in Yekaterinburg, Russia, are living with HIV.

Watch
Bridging the Gaps: Using drugs, reducing risks
HCLU video: Ukraine is winning the battle against HIV/AIDS, but still has to fight the war.
HCLU video: Kyrgyzstan - Pioneers of Harm Reduction